ГАЗ-2975 'Тигр' - российский армейский автомобиль-внедорожник, модификация ГАЗ-2330 'Тигр'. Производится совместно на Горьковском автомобильном заводе (ОАО 'Газ') и его дочерней фирме.
'Скелет' Тигра - мощная лонжеронная рама, к которой крепятся подвески и другие агрегаты. Под капотом - 180-сильный американский турбодизель Cummins В-180 рабочим объемом 5,9 литра. К нему пристыкована механическая шестиступенчатая коробка передач Praga (Чехия). А двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом - отечественная. Массивные колесные ступицы характерной формы напоминают 'бэтээровские'. Так и есть: подвеску практически без изменений взяли у бронетранспортера! Схематично конструкция на двух параллельных рычагах напоминает переднюю 'жигулевскую', но роль упругих элементов здесь выполняют торсионы. Независимая торсионная подвеска обеспечивает ход каждого колеса в пределах 30 см. Внутрь каждого колеса 'упакован' герметичный колесный редуктор: это позволило увеличить дорожный просвет до 40 см. Энергоемкость подвески колоссальная: об этом можно судить хотя бы по тому, что незагруженный Тигр выбирает от силы 30 мм ее хода!
'Зубастые' шины - это Michelin X размерности 335/80 R20. Такие же шины, но большего размера (14.00 R20 XZL), позволяют раллийным КамАЗам мчаться с бешеной скоростью по жесточайшему бездорожью. Импортные покрышки поставили потому, что у нас выпускают либо шины поменьше, либо еще больше. Для повышения проходимости Тигр оснащен централизованной системой изменения давления в шинах.Главные передачи переднего и заднего мостов с межколесными самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами тоже заимствованы у БТР. Межосевой конический дифференциал блокируется принудительно шлицевой муфтой с электропневмоприводом: чтобы заблокировать дифференциал, водителю нужно лишь нажать на кнопку на передней панели. Понижающий ряд в раздаточной коробке включается рычагом на центральном тоннеле.
Опираясь на накопленный при разработке боевых машин опыт, газовцы заранее предусмотрели и бронированный вариант. Корпус сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 мм, после чего он подвергается отпуску для снятия внутренних напряжений. Бронированная машина тяжелее обычной, со стальным кузовом, на 700 кг. Бронированный кузов получился настолько прочным, что можно было вполне обойтись и без отдельной рамы (как на бронетранспортерах). Но в целях унификации бронированный кузов сделали съемным. Так что на одно и то же шасси можно устанавливать разные кузова - закрытые пассажирские, бронированные, с грузовой платформой (Тигр может перевозить полторы тонны груза). Рычаги, кнопки, приборы... Все это можно увидеть на других отечественных машинах, военных и гражданских. Кабина водителя отделена от остальной части салона жесткой перегородкой. Спереди - только два места, а между сиденьями - высоченный тоннель трансмиссии. На тоннеле два рычага - коробки передач и 'раздатки'. Интерьер аскетичен: ни одной 'лекальной' поверхности, все словно под линейку. Кожаные сиденья, ворсовая обивка? Ничего этого тоже нет. Пока нет. Зато сюда можно смело забраться в грязных болотных сапогах, пустить собаку...
В наших войсках до сих пор нет достойной командирской машины, а Тигр смог бы прекрасно выполнять ее роль. Если же установить позади кабины зенитный комплекс или тяжелый пулемет, то Тигр станет боевой машиной переднего края. А на 'гражданке' Тигр с закрытым кузовом отлично подходит для доставки людей в труднодоступные места (геологические партии, вахтовые бригады и так далее). А бронированный Тигр - это готовый инкассаторский автомобиль для использования в северных регионах. Наконец, это мощный внедорожник с великолепной проходимостью и потрясающей плавностью хода. Проблема в том, что нижегородцы продают Тигр около $65000. И то, что Hummer еще дороже (около $100000), - утешение слабое. Да, энерговооруженность Тигра выше, да, широкое использование отечественных комплектующих обещает недорогой ремонт... Но все равно дорого. Хотя в Нижнем поговаривают, что после показа Тигра в Бронницах Министерство обороны решило закупить на пробу 65 машин. Тигр станет дешевле если использовать отечественный дизель (например, лицензионный ГАЗ-562), цену можно снизить на 5-7 тысяч долларов. Главный конструктор КБ серийных автомобилей ГАЗа Александр Масягин уверяет, что уже в ближайшее время наши заводы смогут освоить выпуск шин для Тигра... Сейчас Тигр прошел апробацию в армейских частях после неё конструкторы обещают улучшить обзорность и понизить внутренний шум, который пока что превышает допустимый уровень на 8-10 дБ.
Технические данные Многоцелевое транспортное средство повышенной проходимости ГАЗ-2975 Тигр (данные производителя) Колесная формула 4х4 4х4 4х4 Число мест 2-10 2-10 2-10 Колесная база, мм 3000 3000 3000 Длина, мм 4610 4610 4610 Ширина, мм 2200 2200 2200 Высота, мм 2000 2000 2000 Клиренс, мм 400 400 400 Минимальный радиус разворота, м 8,9 8,9 8,9 Угол свеса передний/задний, град. 52/52 52/52 52/52 Угол преодолеваемого подъема, град. 45 45 45 Допустимый поперечный крен, град. 30 30 30 Глубина преодолеваемого брода, м 1,2 1,2 1,2 Шины 335/80 R20 335/80 R20 335/80 R20 Снаряженная масса, кг 5300 5300 5300 Грузоподъемность, кг 1500 1500 1500 Двигатель Cummins B-180 Cummins B-215 ГАЗ-562 Тип турбодизель с промежуточным охлаждением воздуха Число цилиндров 6 6 6 Рабочий объем, л 5,9 5,9 3,2 Мощность, л.с./об/мин 180/2500 215/2500 197/3800 Крутящий момент, Нм/об/мин 650/1500 687/1500 450/2000 Коробка передач 6-ступенчатая, механическая 5-ступенчатая, автоматическая 5-ступенчатая, механическая Максимальная скорость, км/ч 125-140 125-140 125-140